Начальная школа: какое купить оборудование для 1-2 и 3-4 класса 2020-2021
Оснащение учебного кабинета начальной школы. Что нужно в начальные классы в первую очередь - подготовка к основному обучения в средней школе. Для учителя начальных классов одной из приоритетных задач при организации образовательного процесса является вопрос создания современного развивающего пространства для реализация образовательных и учебных программ. И каждый учитель хотел бы, чтобы его учебный кабинет был оснащен современными и функциональной мебелью, качественным технологическим оборудованием с полезным, интересным и удобным программным обеспечением, а также большим ассортиментом разнообразного учебных принадлежностей, дидактических материалов и методических пособий.
Оснащение 1-2 и 3-4 класса начальной школы
Содержание статьи:- Общие требования к оснащению учебного класса в начальной школе
- Требования к рабочему месту ученика
- Требования к учебному оборудования
- Требования к учебному помещения
- Особенности образовательной работы с детьми 6 (7) лет - 1-2 классы
- Использование наглядности в 1-2 классах начальной школы - сравнение традиционного обучения и Нуш
- Пример товаров для оснащения 1-2 классов в расчете на 15 учеников в классе
- Особенности образовательной работы с детьми 8 (9) лет - 3-4 классы (сравнительная характеристика)
- Методические рекомендации подбора средств обучения для оснащения 3-4 классов
Образовательные области и примеры обеспечения класса для учебных потребности
- Советы и выводы по выбору современных учебных средств в младшие классы
Подготовка классов начальной школы к новым стандартам образования
Сегодня, в ходе реформирования системы общего среднего образования в Украине и предоставления государством образовательных субвенций на финансирование Новой украинской школы, каждый учитель начальных классов может повлиять на то, чем будет оснащен его учебный кабинет. В соответствии со статьей 54 Закона Украины «Об образовании» , учитель имеет право на свободный выбор форм, методов и средств обучения, соответствующие образовательной программе. Поэтому учитель может самостоятельно выбирать средства обучения для формирования у соискателей образования ключевых компетентностей и не ждать, пока за него это сделает администрация школы или представители управления образованием.
Но у учителя сразу же возникает ряд вопросов:
Как выбрать именно то, что нужно для оснащения учебного кабинета по программе обучения?
Как среди предложенного рынком широкого ассортимента товаров для начальной школы выбрать качественные, современные, интересные и функциональные средства?
Как эффективно потратить бюджетные средства?
Чтобы не ошибиться при выборе оборудования для кабинета, в первую очередь необходимо знать общие требования по оснащению учебного класса в начальной школе. Эти требования содержатся в Типовом перечне средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы , утвержденном приказом Министерства образования и науки Украины от 07.02.2020 года № 143 .
Требование 1. Соответствие оснащение учебного кабинета начальной школы стандарта начального образования.
Государственным стандартом начального образования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2018 года №87 определены требования к обязательным результатам обучения учащихся начальной школы, общий объем их учебной нагрузки в базовом учебном плане начального образования и формы государственной аттестации. Также в данном документе обозначена цель начального образования, определены циклы начального образования, учитывающих возрастные особенности развития и потребности детей и дают возможность обеспечить преодоление разногласий в достижениях, обусловленных готовностью к получению образования. Требования к обязательным результатам обучения учащихся начальной школы определены с учетом компетентностного подхода, в основе которого лежит ключевые компетентности.Государственным стандартом определено, что основой формирования ключевых компетенций являются:
опыт соискателей образования и их потребности, мотивирующие к обучению;
знания и умения, которые формируются в разном образовательной среде, различных социальных ситуациях и обусловливают формирование отношения к ним.
Все это означает, что оснащение учебного кабинета начальной школы, должно способствовать всестороннему развитию каждого ребенка, его талантов, способностей, компетенций и сквозных умений в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологических особенностей и потребностей, формированию ценностей, развития самостоятельности, творчества и любознательности.
С целью организации современного образовательного пространства Новой украинской школы Министерством образования и науки разработаны Методические рекомендации по организации образовательного пространства Новой украинской школы, которые утверждены приказом от 23.03.2018 года № 283 . В документе говорится, что организация образовательного пространства требует широкого использования новых ИТ-технологий, новых мультимедийных средств обучения и обновления учебного оборудования, осуществляется через такие ячейки:
центр учебно-познавательной деятельности с соответствующей мебелью;
переменные тематические ячейки, в которых размещаются доски, флип-чарты, стенды и т.д.;
ячейка для игры, оснащенный настольными играми, инвентарем для подвижных игр;
центр художественно-творческой деятельности с полочками для хранения принадлежностей и стендом для переменной выставки детских работ;
уголок живой природы;
центр отдыха с ковром для сидения и игры, стульями, креслами-пуфиками, подушками с мягким покрытием;
детская классная библиотечка;
центр учителя, оснащен столом, стулом, компьютером, полками, ящиками, шкафами для хранения дидактического материала и тому подобное.
Также в документе содержатся рекомендации по использованию оборудования общего назначения (школьная мебель), что должно быть изготовлено в соответствии с действующими в Украине стандартами и отвечать определенным требованиям (эргономичность, безопасность, прочность, эстетичность) и рекомендациям по их формы, размера, веса, цвета.
Требование 2. Необходимость и достаточность материального и методического обеспечения образовательного процесса для полной реализации образовательных и учебных программ.
В соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об образовании» основатель учебного заведения обязан обеспечить развитие материально-технической базы основанного им учреждения образования на уровне, достаточном для выполнения требований стандартов образования и лицензионных условий. Это означает, что деятельность учебного заведения не может происходить без соответствующего материально-технического обеспечения, и в обязательном порядке учебные кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием для осуществления образовательного процесса.
Учебный кабинет начальной школы должен быть оснащен средствами обучения и оборудованием, которые предусмотрены Т типового перечнем средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы , утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 07.02.2010 № 143. Данным Типичным перечнем определенное количество средств обучения и оборудования для учебного кабинета начальной школы в расчете на класс, на заведение и на группу учащихся (на 1-2 и 5-6 учеников). Также Типичным перечнем указанные требования к оборудованию, расходных материалов, электронных образовательных ресурсов, мебели, печатных средств обучения, инструментов, моделей и объектов, принадлежности и приспособления, инвентаря, которыми необходимо обеспечить учебный кабинет начальной школы для полной реализации образовательных и учебных программ.
Требование 3. Комплектность и модульность, учитывающие реальные особенности заведений общего среднего образования и потребности участников образовательного процесса.
Сейчас система общего среднего образования находится в стадии модернизации содержания образования в контексте ее соответствия современным потребностям. Реформа среднего образования ориентирована на то, чтобы выпустить из школы всесторонне развитую, способную к критическому мышлению целостную личность, патриота с активной позицией, инноватора, способного изменять окружающий мир и учиться в течение жизни. Идеологией этих изменений стали концептуальные основы реформирования общего среднего образования «Новая украинская школа», принятые решением коллегии Министерства образования и науки Украины 27.10.2016 года, Содержащие информацию о ценности реформы, основные компетенции и видение, каким должен быть выпускник Нуш. Все это обуславливает создание такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самоопределиться, реализовать свои творческие способности различными средствами и способами во время различных видов деятельности.
Образовательное пространство учебного кабинета начальной школы является важным фактором развития личности младшего школьника и профессионализма учителя, который ускоряет или сдерживает процесс развития образования в условиях инновационных изменений. Одним из важнейших этапов создания удобного пространства в начальной школе является зонирование. Главная задача зонирования - разделение помещения на отдельные ячейки. Разделяя помещение, можно создать максимально удобный и функциональный пространство, комфортный для каждого участника образовательного процесса. Зонирование помогает разделить помещение на участки, предназначенные для разных видов деятельности.
Принцип комплектности и модульности при оснащении учебного кабинета оборудованием общего назначения позволяет учителю экономить время при создании рабочих зон для учеников и высвободить пространство для игровой, двигательной, исследовательской или творческой деятельности.
Требование 4. Соответствие требованиям санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья соискателей образования и охраны труда работников учреждений общего среднего образования.
В качестве проекта является гигиенический стандарт для учреждений общего среднего образования определен Санитарным регламентом, еще не прошел утверждение приказом Министерства здравоохранения Украины, но ориентирует на соблюдение высоких норм. Санитарный регламент содержит нормы и правила для учреждений общего среднего образования, выполнение которых позволит создать безопасные условия для организации образовательного процесса. Пунктами 12-21 раздела 3 «Гигиенические требования к зданиям и помещениям» Санитарного регламента определены требования к обустройству учебных помещений, а именно:
которые должны быть мебель;
как надо размещать столы для работы с учащимися;
какими должны быть классные доски и интерактивное оборудование.
Главным приоритетом при оснащении учебного помещения должно быть безопасность - все оборудование, оборудование, технические средства обучения, учебно-методические материалы, которые используются в образовательном учреждении должны быть безопасными для здоровья детей.
При организации учебного среды в начальной школе необходимо ориентироваться на субъект, для которого эта среда создается, учитывая его психологические, физиологические, антропометрические, возрастные и другие особенности.
Обеспечивая надлежащие санитарно-гигиенические условия для проведения образовательного процесса в учреждении общего среднего образования, необходимо соблюдать требования по:
освещения помещений (естественная, искусственная)
отсутствия вредных веществ (паров, газов, аэрозоли)
микроклимата (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха);
отсутствии механических колебаний (вибрация, шум, ультразвук)
отсутствия излучения (инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие лучи, электромагнитные колебания и волны радиочастот)
уровню атмосферного давления (повышенное, обычный, сниженный).
При оснащении учебного кабинета начальной школы очень важно соблюдать правила пожарной безопасности. Общие требования по пожарной безопасности к помещениям учебных заведений указанные в в Правилах пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 15.08.2016 года № 974 .
Требование 5. Универсальность - возможность применения учебного оборудования для решения комплекса задач в образовательной и внеурочной деятельности, в различных образовательных областях, с использованием различных методик обучения и тому подобное.
Важным условием при оснащении учебного кабинета приоритет универсальности оборудования. Это касается не только мебели, технического и интерактивного оборудования, а также и дидактического оснащения.
Сегодня с целью усовершенствования качества образовательного процесса в начальной школе активно применяется принцип межпредметных связей, поэтому очень важно при выборе дидактических материалов обращать внимание на их универсальность и многофункциональность, чтобы учитель имел возможность использовать их на различных видах уроков или интегрированных курсах. Соблюдение графика новой учебной программы поможет выстроить эти межпредметные связи и готовность у учащихся после базовых тем одного предмета переходить к более сложным заданиям в другом учебном предмете.
Требование 6. Обеспеченность эргономичного режима работы участников образовательного процесса.
Вопрос о реализации эргономичного подхода в образовательном процессе начальной школы широко разъясняется в учебном пособии для студентов высших учебных заведений «Основы педагогического эргономики» /Н.Д. Карапузова, Е.А. Починок, В.М. Помогайбо - Киев «Академвидав», 2012.
По мнению авторов учебного пособия обеспечения эргономичного режима работы в начальной школе должно отвечать ряду эргономических требований:
рабочего места учителя и ученика
учебного оборудования
учебного помещения
Под рабочим местом в эргономике понимается часть пространства, оборудована необходимыми средствами, в которой осуществляется трудовая деятельность человека или группы людей. Для осуществления своего назначения рабочее место должно быть определенным образом организованное, то есть его средства и предметы труда должны быть расположены в наиболее оптимальном порядке.
Требования к рабочему месту ученика
Рабочее место ученика в начальной школе является основной структурной единицей организованного учебного пространства. Это не просто стул, стол или парта, но их размещения и оборудования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Учебное место должно быть удобным и приятным для работы не только в течение рабочего дня, но и на протяжении всех лет обучения. При обустройстве и рациональной организации рабочего места ученика необходимо учитывать следующие требования:
- антропометрические, то есть соответствие размеров оборудования и функционального пространства размерам тела школьника в статике и динамике;
- биомеханические, то есть соблюдение эргономических условий равновесия тела ученика;
- физиологические, то есть обеспечение, в первую очередь, нормального зрительного восприятия, свободного дыхания, нормального кровообращения, оптимальных затрат энергии;
- организационные, то есть обеспечение рационального взаиморасположения элементов рабочего места относительно друг друга и самого школьника.
Таким образом, лучшие, с физиолого-гигиенической точки зрения, условия для работы ученика создаются при соответствии учебного оборудования длине и пропорциям его тела, а также при сохранении наименее утомительной позы и осуществлении наиболее экономных рабочих движений.
Для обеспечения этих условий необходимо руководствоваться следующими общими принципами - педагогическим, гигиеническим и психолого-эстетическим.
С педагогической точки зрения, оборудование и инвентарь по своим характеристикам и расположением должны способствовать проведению образовательного процесса. Гигиенический принцип предусматривает, что основные параметры мебели, учебного оборудования и инструментов должны соответствовать анатомо-физиологическим возможностям учащихся. Мебель должна быть портативными, крепкими, водостойкими, с малой теплопроводностью материала. Светлые тональности окраски, приятные и изысканные формы мебели, оборудования и инструментов обеспечат психолого-эстетический принцип организации школьной среды.
Требования к учебному оборудования
К наиболее применяемого вида учебного оборудования в начальной школе относят парты, столы, стулья, классные доски. Требования к параметрам этого оборудования представлены в Типовом перечне средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 07.02.2010 №143 .
Сегодня в начальной школе рекомендуется широко использовать IT-технологии, новые мультимедийные средства обучения. Поэтому, оборудуя учебный кабинет компьютерным оборудованием, следует соблюдать требования, определенные в Типовом перечне компьютерного оборудования для учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 02.11. 2017 №1440 .
Требования к учебному помещения
Общие принципы планирования учебных помещений достаточно многочисленны.
Прежде всего, планирование учебных помещений должно соответствовать их функциональному назначению, характера и режима образовательного процесса. Размеры и форма этих помещений определяются общими размерами и формой учебного оборудования и количеством школьников, которые будут здесь находиться.
Кроме того, при планировании учебных помещений учитываются возможности зрительных и слуховых коммуникаций. При этом линия, проведенная от глаз ученика к точке, которая наблюдается на классной доске или плоскости учебного пособия, должна образовывать с фронтальной плоскостью угол не менее 45 °, а лучше - 60-90 °.
Для обеспечения нормального воздухообмена в помещении предполагается оптимальная вентиляция.
Мебель и другое оборудование в учебном кабинете должны быть расположены таким образом, чтобы был свободный доступ к каждому рабочему месту.
Обязательно наличие в учебном кабинете необходимых инструкций и мер знаков для работы с техническими средствами обучения с целью грамотной их эксплуатации и соблюдение правил безопасности.
Требование 7. Согласованность совместного использования (содержательного, функционального, технологического, программного и т.д.).
На сегодняшний день в современной начальном образовании происходит формирование информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к появлению многообразия новых средств обучения. Учебные кабинеты активно оснащаются современным технологическим оборудованием, учебным и лабораторным принадлежностями, различными демонстрационными средствами и дидактическими материалами для групповой активности. Однако возникают ситуации, когда не все учебные кабинеты оснащены оборудованием в достаточном количестве или определенные средства обучения приобретенные в одном экземпляре для пользования всей школой. В таких случаях при организации образовательного процесса необходимо применять принцип согласованности совместного использования, разработав систему использования определенного оборудования, которая будет действенной и удобной для всех участников образовательного процесса.
Особенности образовательной работы с детьми 6 (7) лет
Начало школьного обучения является выдающимся этапом в жизни ребенка. По достижении шестилетнего возраста жизни ребенка кардинально меняется. Безопасное и беззаботное бытия шестилетки меняется миром, наполненным множеством требований и правил, обязанностей и ограничений. Свой новый статус школьника ребенок не сразу осознает в полной мере, но она однозначно чувствует и переживает его: гордится тем, что стала взрослой; желает проявлять себя в кругу сверстников и быть успешной в учебе. Начало школьного обучения для ребенка является сильным стрессом. С одной стороны ее переполняют чувства радости, восторга и удивления, а с другой - чувство тревоги, растерянности и напряжения. В то же время с наступлением школьных будней у первоклассников происходит изменение социальной ситуации развития. Их отношения с действительностью начинают перестраиваться: система отношений «ребенок - взрослый» дифференцируется на две части «ребенок - родители» »и« ребенок - учитель ». Причем последняя определяет отношения между ребенком и родителями, ребенком и другими детьми. Первоклассник становится субъектом социальных отношений и наделяется общественно значимыми обязанностями, за выполнение которых получает общественную оценку. В первом классе для ребенка учитель становится значимой персоной. Его похвала или осуждение часто важнее чем оценка родителей.
Работа учителя с детьми 6 (7) лет предусматривает обязательный учет физиологических и психологических особенностей. Не следует забывать, что шестилетний ребенок быстро устает, выполняя однообразную работу, поэтому учитель должен позаботиться об изменениях различных видов деятельности. Из-за этого урок для первоклассников должен состоять из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на отдельном предмете. В этом возрасте ребенок стремится все изучать в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, поэтому большое внимание должно уделяться практическим действиям с предметами, работе с наглядными материалами. Чувствуя большую потребность в игре, дети 6 (7) лет значительно лучше усваивают программный материал, который подается в игровой форме. Поэтому учитель должен обеспечить ввод в урок элементов игры,
Использование наглядности в 1-2 классах начальной школы - сравнение традиционного обучения и Нуш
Сейчас на начальном этапе обучения младших школьников в Новой украинской школе стали больше внимания уделять использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности дают возможность показать развитие явлений и их динамику, помогают сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний, а также способствуют развитию психических процессов младших школьников. Наглядные пособия, используемые при применении наглядных методов обучения, стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение их к обучению, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют пониманию связей научных знаний с жизнью, а также экономят время учителя и помогают развивать основы навыков командной работы над проектом.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительного, слухового, осязательного). В соответствии с функциями наглядности средства наглядности очень разнообразны. Такими средствами являются предметы и явления окружающей действительности; изображение реальных предметов (различные игрушки, предметные рисунки, картины, образные модели из бумаги, картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы, чертежи, карты с разнообразной символикой). К наглядных средств принадлежит также информация, которую учащиеся воспринимают с помощью технических средств обучения (кинофильмы, видеосюжеты, аудиозаписи, телепередачи, мультимедийный контент). Действия учителя и учащихся, демонстрирующих, как надо выполнять ту или иную операцию или, как и каким оборудованием пользоваться тоже относятся к средствам наглядности.
Ни один из видов наглядных средств обучения не имеет абсолютных преимуществ перед другим. Например, при изучении природы наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, приближенные к естественным, а на уроках математики важно использование различных схем, таблиц или диаграмм.
Выбор наглядности для конкретного урока определяется не только его учебной целью, но и другими факторами. В частности спецификой микросреды школы и предыдущим уровнем готовности детей, их эмоциональным состоянием, возрастом, резервом учебного времени. Особенно важным источником чувственного опыта почти на всех уроках является актуализация эмоциональных наблюдений детей.
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В такой ситуации очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, а также не применять большое количество наглядных пособий, ведь это мешает детям 6-7 лет сосредотачиваться и думать. Следует помнить, что чрезмерное использование наглядности не дает хороших результатов, а скорее вредит и усвоению знаний, и развития младших школьников.
При выборе наглядных средств обучения нужно учитывать, что они наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
способствуют развитию наглядно-образного мышления;
выступают в роли средства активизации внимания;
способствуют активизации познавательной деятельности;
позволяют конкретизировать рассматриваемые теоретические вопросы;
расширяют сферу практического применения объектов изучаемых;
создают возможности моделирования явлений, которые непосредственно не наблюдаются;
наглядно систематизируют и классифицируют исследуемые явления на схемах, таблицах и т.д.;
позволяют в конкретизированной форме получить информацию о степени учебного материала.
В практике обучения использования наглядности сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое проводится учеником, а знания о внешнем виде объекта, его строение и процессы школьники получают, анализируя этот объект самостоятельно. При второй форме сочетания информацию о предметах и процессы ученики получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации полученных сообщений. Первая форма сочетаний слова и наглядности является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности младших школьников. Преимущества ее особенно заметны тогда, когда ученики должны детально проанализировать объект наблюдения. Вторую же форму сочетания можно применять только для поверхностного анализа объектов. Знание учителем знаниями о наличии форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства обучения в соответствии с поставленной дидактической цели, особенностей учебного материала и других конкретных условий.
Итак наглядность - это важный элемент системы средств обучения, благодаря которому более успешно за короткое время достигается определенная цель обучения.
На современном этапе становления Новой украинской школы, каждый учитель должен творчески подходить к организации образовательного процесса. А незаменимыми помощниками учителя начальных классов в этом вопросе есть наглядные средства обучения. Для проведения интересных, захватывающих и неповторимых уроков в 1-2 классах предлагаем использовать следующее учебные принадлежности и дидактические материалы:
Набор товаров для 1-2 классов из расчета на 15 учащихся с использованием элементов СТЭМ-образования в Нуш
(Пример средств и специализированных игр которые прививают навыки и интересуют, а не просто украшают класс)
Видео: Как получить Предложение с ценами на учебное оборудование для закупки на Prozorro
Особенности образовательной работы с детьми 8 (9) лет
В течение всего периода младшего школьного возраста происходят качественные изменения в развитии познавательных процессов. Характеристика познавательных психических процессов младшего школьника в возрасте 8-9 лет значительно отличается от ребенка 6 (7) лет.
Видео: Что такое STEM? СТЭМ-образование в Украине
Сравнительная характеристика развития познавательных психических процессов детей 6-7 и 8-9 лет
психические процессы |
6-7 лет |
8-9 лет |
восприятие |
Восприятие достаточно развитое (детям присуща высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цветах и т.д.), однако еще слабо дифференцированное. В том числе дети этого возраста не умеют делать целенаправленного анализа результатов восприятия, выделять среди них главное, существенное. Их восприятию свойственна эмоциональность. Включение школьников в процесс учения способствует формированию у них такого вида деятельности как наблюдение. В процессе обучения обеспечивается рост скорости протекания процессов восприятия, увеличение числа воспринятых объектов, расширение объема их запоминания и тому подобное. |
Восприятие становится более произвольным, целенаправленным и категорийным процессом. Воспринимая новые для себя объекты, дети пытаются отнести их к определенной категории. Выбирая предметы из некоторой совокупности, они ориентируются в основном на их цвет и форму, принимая именно их за характерные признаки. С возрастом значение формы в этом смысле растет, как растет и точность различения формы предметов. |
Внимание
|
Произвольное внимание неразвитая, доминирует непроизвольное внимание, направленное на новые, яркие, неожиданные и захватывающие объекты. Слабость тормозных процессов в этом возрасте приводит и такую черту внимания детей, как ее неустойчивость. |
Растет объем и устойчивость внимания. Внимание в этом возрасте тесно связана с значимости для детей учебного материала. Осознание необходимости, важности материала, интерес к его содержанию является важным условием их внимания. Внимание зависит и от доступности (и посильной тяжести) учебных задач, поставленных перед учениками, а также от умения учителя так организовать учебную деятельность, чтобы охватить ею всех учеников в классе. Среди причин неустойчивости внимания в этом возрасте можно назвать в частности недостаточную умственную активность детей, обусловленную как несовершенными методиками обучения, так и уровнем их готовности к учебной деятельности, непреодолимыми трудностями в обучении, по состоянию здоровья и тому подобное. |
мышление |
В этот период происходит переход от наглядно-образного, конкретного мышления к понятийному, научно-теоретического. Конкретность мышления первоклассников проявляется прежде всего в том, что при решении задачи они выходят из указанных словам конкретных предметов, их изображений или представлений, им легче проанализировать конкретный факт и сделать из него определенные выводы, чем привести пример к общему положению. |
Под влиянием обучения в структуре мышления ребенка изменяется соотношение его образных и понятийных, конкретных и абстрактных компонентов в пользу роста роли последних. Так, третьеклассники учатся определять известные им понятия, выделяя общие и существенные признаки объектов, решать все более сложные познавательные и практические задачи, осуществляя необходимые для этого действия и операции, выражая результаты в суждениях, понятиях, рассуждениях и умозаключениях. |
речь |
В этом возрасте ребенок уже обладает определенным словарным запасом и языковой грамматикой. Новым в формировании речи является сознательное употребление различных форм слова, овладение письменной речью, обогащение внутренней речи. Изменяется соотношение употребляемых категорий слов, растет словарь, разнообразнее функции речи, совершенствуется его синтаксическая структура и тому подобное. |
Под влиянием обучения происходят изменения морфологической структуры письменной речи у детей. Увеличивается количество слов и предложений в письменных работах, растет скорость письма, повышается его качество. Усвоению учениками письма предшествует овладение чтением, успехи в котором зависят прежде всего от методов обучения. Важным показателем успехов ребенка в овладении речью является молчаливое чтение, что связано с развитием внутренней речи. |
память |
В этом возрасте происходит выраженное изменение соотношения непроизвольного и произвольного запоминания в сторону увеличения роли последнего. Опытные данные показывают, что дети при умелом руководстве их учебной деятельностью уже могут выделять в понятном для них материале опорные мысли, связывать их между собой и благодаря этому успешно запоминать. Развивается также и способность произвольного воспроизведения материала. Однако без педагогической помощи дети, как правило, используют только самые простые способы произвольного запоминания и воспроизведения (перевод). Попытка использовать более производительные способы (перевод с использованием готового плана, смысловая группировка материала и т.д.) затрудняют работу. |
Формируется логическая память, в результате чего существенно меняется соотношение образной и словесно-логической памяти. Растет производительность, прочность и точность запоминания учебного материала. Обусловлено это, в частности, овладением учащимися более совершенными мнемоническими приемами. Повышается точность опознания запомненных объектов. Причем наблюдаются и качественные изменения в этих процессах. Так, первоклассники, узнавая объекты, больше опираются на их родовые, общие признаки, а уже третьеклассники в большей степени ориентированы на анализ, выделение в объектах более специфических видовых и индивидуальных признаков. |
воображение |
Воображение в этом возрасте очень бурная, яркая, с характерными чертами неуправляемости. В процессе учения она постепенно развивается, в частности совершенствуется воспроизводящая воображение, становясь все более реалистичной. |
Интенсивно формируется творческое воображение, на базе прошлого опыта появляются новые образы, от простого произвольного комбинирования представлений дети постепенно переходят к логически обоснованной построения новых образов. Растет как скорость образования образов фантазии, так и требовательность детей к произведениям собственного воображения. |
Учитывая такие возрастные различия, Государственным стандартом начального образования предусмотрено разделение начального образования на два цикла - 1-2 классы и 3-4 классы и обозначены требования к обязательным результатам обучения соискателей образования на каждом из этих циклов. Требования к обязательным результатам обучения определены с учетом компетентностного подхода, в основу которого положены ключевые компетентности. Основой формирования этих ключевых компетентностей должен стать опыт соискателей образования, их потребности, мотивирующие к обучению, а также знания и умения, которые формируются в разном образовательной среде, различных социальных ситуациях и обусловливают формирование отношения к ним.
Обеспечивая выполнение требований Государственного стандарта начального образования, учитывая возрастные изменения, произошедшие у детей на переходе со второго в третий класс, при организации образовательного процесса с третьеклассниками учитель должен вносить коррективы в способов представления учебного материала и использование наглядных средств; разнообразить форму, методы и приемы обучения; организовывать творческую, проектных, поисково-исследовательскую деятельности; соблюдать принцип интегрировано предметного обучения. Важно также обратить внимание на мотивацию детей к обучению, ведь именно в этот период дети начинают действительно сознательно относиться к учебному процессу и проявлять интерес к познанию. На данном этапе младшие школьники пытаются оценить причины своих достижений и неудач, выбрать способы предупреждения своего неуспеха.
В этом возрасте у ребенка еще присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для нее значит то же, что и быть красивой и любимой. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает, что она плохая, потому что медленно читает. Такая тенденция может закрепиться, если ребенка считать, что ее неудачи заставляют родителей грустить. Ребенок перестает верить в собственные возможности, а в более сложном варианте она уже не стремится к успеху, начинает лениться и думать про себя: «Я не могу быть хорошим, то зачем же стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи, они боятся сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества обучения, трудности в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами у младших школьников происходит резкое повышение умственного развития. Именно на этом этапе обучения у детей начинают усваиваться и формироваться мыслительные операции, более интенсивно развивается вербальное мышление, а также появляется абстрактное и теоретическое мышление.
Продолжает активно развиваться воля третьеклассников. Они пытаются сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учатся преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Становятся более критичными по отношению к своему учителю, могут сформулировать, что нравится в нем, а что нет. Появляются способности дифференцировки личностных качеств сверстников. Теперь ребенок может обосновать причины своего выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству и острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задачи без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к возникновению группировок и некоторой враждебности между их лидерами.
Младший школьный возраст является ключевым в овладении ребенком учебной деятельностью. Именно в этот период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, и одновременно формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны дальнейшие обучение и практическая деятельность. Главным звеном в процессе освоения знаний младшими школьниками является уровень развития их познавательной сферы и особенно таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление.
Основой любой деятельности, в том числе и учебной, является познавательная активность. Каждый учитель знает, что низкий уровень познавательной активности на уроке, не приносит желаемого результата обучения учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся, от которой зависит превращения знаний в убеждения, развитие интереса к учебной деятельности, самостоятельность мысли и практических действий учащихся, является одной из актуальных проблем. Практика указывает на то, что полученные в готовом виде знания, вызывают затруднения учащихся в их применении при объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. В таком случае можно говорить о формализме в обучении, в усвоении знаний, свидетельством которого является отрыв указанных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике. Поэтому сегодня перед начальной школой стоит задача добиться,
Методические рекомендации по подбору средств обучения для учебных кабинетов 3-4 классов (Средства для освоения проектной работы)
Подбор средств обучения для учеников 3-4 классов осуществляется по образовательным отраслями соответствии с учебной программой. Все средства обучения, которые будут использоваться в учебных кабинетах 3-4 классов должны соответствовать требованиям Типового перечня средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы, утвержденного наказомМинистерства образования и науки Украины от 07.02.2020 № 143 .
Компьютерное оборудование (в т.ч. флэш-накопители, наушники, сетевое оборудование, модули для хранения планшетов и ноутбуков), которым комплектуются учебные кабинеты для 3-4 классов, должен соответствовать требованиям Типового перечня компьютерного оборудования для учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 02.11.2017№ 1440 .
Литературного образовательная отрасль
Наглядные средства обучения, которые планируется использовать для формирования языковой, читательской и коммуникативной компетентности учащихся 3-4 классов должны способствовать формированию мотивации изучения украинского языка и литературы, развития способности общаться на украинском языке, развития речевой творческих способностей и формированию готовности к изучению украинского языка и украинской , зарубежной литературы в гимназии.
Для выполнения различных заданий по словам (образование слов, определение корня, окончания, приставки и суффикса; закрепление умений анализировать звуко-буквенный состав слова; распознавания существительных, глаголов, прилагательных; различение существительных - названий существ и неодушевленные; распознавания слов с орфограммами; подбор синонимов , антонимов и многозначных слов; строение словосочетаний и установления между ними грамматической связи с помощью вопросов; распознавания временных форм глаголов и т.д.) можно использовать дидактические карточки с различными предметными изображениями или словами, а также настольно-печатные игры.
Например артикулы:
2D3DNU1100 Набор магнитов Украинский язык
2D3DGAME1200 настольно-печатная игра образуют словосочетание
2D3DNU1400 Набор магнитов Естествознание
Для закрепления навыков построения устного связного высказывания (повествование, описание, рассуждение), чтение коротких текстов можно использовать наборы сюжетных и предметных рисунков, картинок, кубиков, игровых наборов и дидактических карточек с короткими текстами.
Например артикулы:
LSP 7328-UK Набор для создания историй
LER 7021 Кубики для творческих рассказов2D3DNU2150 Набор дидактических карточек Работы
2D3DNU2110 Набор дидактических карточек Профессии
2D3DNU2160 Набор дидактических карточек Сезонная одежда
Иноязычная образовательная отрасль
Средства наглядности, которые будут использоваться на уроках иностранного языка должны способствовать развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся; способствовать заинтересованности учеников изучать английский язык, участвовать в иноязычной общении, а также способствовать созданию позитивного отношения учащихся к предмету.
При изучении учащимися 3-4 классов английского языка, с целью расширения словарного запаса для использования в конкретных ситуациях, закрепление умений правильно произносить определенные звуки, образовывать слова, правильно ставить ударение в словах; для совершенствования умений читать и узнавать знакомые слова предлагается использовать печатные средства обучения в виде наборов букв на магнитах, наборов тематических, сюжетных и предметных рисунков или картинок, а также различные учебные развивающие игры, комплекты для ролевых игр, наборы денежных знаков, муляжи фруктов и овощей тому подобное.
Например артикулы:
2D3DNU1200 Набор магнитов Английский язык
LER8551 Демонстрационный набор букв на магнитах
LSP7328-UK Сюжетные блоки - Набор для создания историй
2D3DNUD1400 Календарь магнитный. Английский язык
LER 3201 Настольные развивающие игры к тем программного материала
2D3DNU1400 Набор магнитов Естествознание
Математическая образовательная отрасль
Учебные средства для формирования математической компетентности учащихся 3-4 классов должны способствовать формированию понимания роли математики в познании явлений и закономерностей окружающего мира; формированию у учащихся опыта использования математических знаний и способов для решения учебных и практических задач; развития математического речи учащихся, необходимого для описания математических фактов, отношений и закономерностей; формирование у учащихся способности мыслить логически, оценивать корректность и достаточность данных для решения задач. Наглядность для использования на уроках математики нужно подбирать с учетом задач содержательных линий учебной программы. Это могут быть различные печатные средства обучения, контрольно-измерительные инструменты, модели и муляжи, а также приборы и приспособления.
Содержательная линия «Числа, действия с числами. Величины ». Для формирования навыков оперирования числами в пределах миллиона, выполнение арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления, ознакомления с обыкновенными дробями, измерения величин и оперирования величинами предлагается использовать наборы карточек для счета и устного счета, числовые линейки с набором карточек к ним, счеты, математический куб, различные печатные тематические таблицы, наборы, отражающие часть целого в круге, наборы для изучения разряда числа, различные контрольно-измерительные инструменты и наборы мерной посуды.
Например артикулы:
2D3D-IMP-1036/1 Математический планшет с набором для обозначения углов
2D3D-IMP-1080/1 Учебный набор Методика Кюизенера
LER 9863 Демонстрационный набор геометрических фигур
LER 7626 Геометрические фигуры, геометрические тела и их свойства
LSP 0217 Набор таблиц с признаками, свойствами и отношением предметов С ортувальний набор
LER 1081 Комплекты раздаточные для счета, изучения состава числа
2D3D-IMP-1075 Учебный набор Логические Кольца
2D3D-IMP-1046 Набор счетного материала Фрукты
2D3D-IMP-1058 Набор счетного материала Дикие звери
2D3DNU1700 Набор денежных знаков учебный
LER 7586 Числовая линейка от 0 до 1000 с набором карточек
2D3D-IMP-1001 Пластиковый абакус
LER 1616 Магнитный прибор Доли и дроби
LER 0930 Квадрат сотенный Математический куб
2D3DNU1300 Набор магнитов Математика
2D3D-IMP-1015 Демонстрационный набор измерительных приборов
LER1206-1 Демонстрационный набор моделей геометрических тел
LER0779 Контрольно-измерительные Весы демонстрационные с набором грузиков
LER0575 Набор часов для изучения времени суток
Содержательная линия «Выражения, равенства, неравенства». Для усовершенствования умений учащихся вычислять математические выражения - числовые и с переменной; равенства и уравнения; числовые неравенства и неравенства с переменной можно использовать разнообразные дидактические карточки с заданиями, наборы карточек с цифрами, математическими знаками и буквами на магнитной основе.
Например артикулы:
2D3DNU1300 Дидактические карточки Математика
LSP4299 Математические сочетание с дидактическими карточками
Содержательная линия «Геометрические фигуры». Для развития у учащихся пространственных представлений, формирование способности различать геометрические фигуры по их существенным признакам, совершенствование практических умений строить, чертить, моделировать и конструировать геометрические фигуры можно использовать различные наборы геометрических тел и фигур, трафареты геометрических фигур, учебно-наглядные наборы типа «Блоки Дьнеша »,« Танграм », а также наборы для черчения.
Например артикулы:
2D3D-IMP-1074/3 Учебный набор Логические Блоки
2D3D-IMP-1074 Учебный набор малые Логические Блоки
2D3D-IMP-1085 Танграм деревянный
LER 0913 Набор моделей геометрических тел и фигур
2D3D-IMP-2006 Набор больших прозрачных моделей геометрических тел и фигур
2D3D-IMP-1014 Набор классного инструмента для учителя
2D3D-IMP-1066 Набор моделей геометрических тел и фигур с разверткой
2D3D-IMP-2007 Набор моделей геометрических тел и фигур (Демонстрационные непрозрачные)
LER5440 Набор таблиц Расположение в пространстве и на плоскости
Естественная сфера образования
Наглядные средства обучения для формирования компетентностей младших школьников в области естественных наук, техники, технологий и экологии должны способствовать осознанию учащимися многообразия природы, взаимосвязей ее объектов и явлений, объяснению роли естественных наук в жизни человека, а также поощрять учеников к экспериментированию и поисково-исследовательской деятельности.
С целью закрепления знаний младших школьников об объектах живой и неживой природы, о рукотворные объекты, явления природы, сезонные изменения в природе; для наблюдений за состоянием погоды, систематизации и обобщения полученных данных; для проведения различных исследований с телами природы, а также для организации исследовательских проектов; для формирования представлений о планете Земля, Вселенная, Солнечную систему; для формирования представлений о флоре и фауне планеты Земля, особенности природы материков и океанов, о машинах, механизмах и изобретения человечества предлагаем использовать печатные средства обучения в виде карт настенных, календарей природы, наборов дидактических карточек, а также разнообразные модели, приборы, приспособления и лабораторные наборы.
Например артикулы:
2D3DNU1400 Набор магнитов Естествознание
2D3DNUD2000 Детская карта мира
2D3DNUD2100 Детская карта Украины
LER 2774 Набор речного школьных луп
LSP 0339 Курвиметр для измерения величин
LER 2733 Развитие цыпленок в яйце с поденным циклом
LER 2833 STEM-набор "Magnets! Activity set "
LER 2827 STEM-набір «Мойка или поплавок. Набор действий »
LER 2824 STEM-набір «Простые машины. Набор действий »
LER 2822 STEM-набір «Сила и движение. Набор действий »
LER 2064 Приборы и принадлежности для изучения магнитных свойств
LER 7735 Комплекты таблиц: Земля - Модели, Глобусы: Физический
LER 0790 Магнит полосовой (ученический набор магнитов)
2D3D-IMP-1053 Набор часов песочных (1, 2, 5, 10 мин)
EI-5287 теллур, Комплекты таблиц
Технологическая образовательная отрасль
Средства обучения, которые будут использоваться во время интегрированного курса «Дизайн и технологии» должны способствовать формированию у учащихся любознательности, целостного представления о материальное и нематериальное производство, эстетически-ценностного отношения к традициям украинского народа в труде, декоративно-прикладном искусстве; ориентировать учащихся на приобретение опыта поэтапного создания полезных и эстетических изделий в партнерской взаимодействия: от замысла до его воплощения в различных материалах; способствовать выработке навыков рационального использования материалов, безопасного применения традиционных и современных технологий.
Для разработки и изготовления макетов объемных фигур; закрепление навыков размечать детали на материале с помощью шаблонов, трафаретов или чертежных инструментов; совершенствование умений применение творческих методов проектирования - перенос форм природных и рукотворных объектов на собственную модель; закрепление навыков описания модели спроектированного изделия; совершенствование умений рассчитывать ориентировочные затраты на изготовление своего изделия, планировать последовательность технологических операций для спроектированных изделия, изготавливать изделие по инструкции можно использовать наборы печатных карточек для составления целых объектов из частей, игровые наборы для конструирования с различными типами соединений, конструкторы для изучения различных конструкций и механизмов, различные шаблоны и трафареты, наборы канцелярских принадлежностей.
Например артикулы:
2D3DNU2130 Набор дидактических карточек «Работы»
2D3DNU2110 Набор дидактических карточек «Профессии»
LER 9287 Конструкторы для изучения различных конструкций и механизмов
2D3D-IMP-1031 Конструктор для изучения различных конструкций и механизмов
LER 2845 Наборы технологических карт-схем последовательного выполнения задач
LER 1776 Набор для коллективного творчества Моделирование 2D и 3D объектов
LER 2442 Конструктор для изучения различных конструкций и механизмов Набор инструментов
LSP 8594 Гибкий 3D конструктор для STEM-игр
LER 9227 Игровой набор для конструирования с различными способами соединения деталей
LER5440 Набор шаблонов геометрических фигур
Информатическая образовательная отрасль
Учебные средства и оборудование для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся 3-4 классов должны способствовать формированию способности детей решать задачи с использованием цифровых устройств и информационно-коммуникативных технологий; способствовать развитию умений находить и обрабатывать информацию с использованием поисковых систем, создавать информационные объекты и обрабатывать их в программных средах, критически оценивать информацию для решения жизненных проблем.
Для организации работы по изучению младшими школьниками курса «Информатика» учебный кабинет должен быть оснащен компьютерным оборудования, отвечающего требованиям Типового перечня компьютерного оборудования для учреждений дошкольного, общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 02.11.2017 № 1440 . Программное обеспечение, используемое в третьем классе - графический (оффлайн и онлайн версии), текстовый редактор; в четвертом классе - среда программирования.
С целью формирования представлений учащихся о командах, исполнителей, последовательность действий, алгоритмы, а также для совершенствования навыков составления алгоритмов действий для исполнителя, представление ему команд, программирование электронных устройств и определения правильности выполнения действий исполнителем предлагаем на уроках информатики применять игровые наборы для развития алгоритмического мышления , дидактические материалы для моделирования линейных алгоритмов, робототехнические наборы для осуществления программируемого движения.
Например артикулы:
LER 2831 Робот-мышь с полем для программирования Дидактический материал для моделирования алгоритмов
2D3DNU1600 Дидактические карточки «Информатика»
LER 2863 Настольная игра с моделированием алгоритмов
LER 2841 Робот-мышь (для работы в группах)
EI-1125 Artie 3000 робот для рисования через программирование
Блоки кодирования PremiumKit Cubroid
Видео: Преимущества STEM-образования в Украине
Важно : Утратил силу ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ №137 О утверждении Примерного перечня СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ учебного И ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ начальной школе.
Часто задаваемые вопросы:
Нужно все для начальных классов. Раздаточный материал для Нуш и наборы для групповой работы.
- На сайте odo.com.ua вы найдете готовые наборы, но мы рекомендуем просто написать письмо на info@odo.com.ua с перечнем необходимых средств, даже если вы еще не знаете что именно вам нужно но можете указать на какую сумму средств рассчитываете - методист подберет индивидуально лучшую комплектацию для вас - всегда стараемся дать максимум под ваш бюджет.
Какие новые материалы в Нуш, что-то интересное и современное для обустройства учебного класса.
- Если вас интересуют новинки которые будут скоро доступны для заказа, интересны наши собственные разработки с методическими указаниями, упражнениями и задачами - рекомендуем подписаться на рассылку новостей снизу введя свой емейл в поле «Будьте всегда в курсе!" и подписаться на наш YouTube канал и страницу в Facebook - мы регулярно размещаем информацию о самом интересном.
Как проводить обучение по новым методик СТЭМ-образования в младших классах.
- На ваш запрос предоставим предложение на современное лицензионное программное обеспечение, с готовыми уроками, фото и видео материалами к тем программного материала, курсами по основам программирования для первоклашек, СТЭМ-играми для групповой и индивидуальной работы на уроке, конструктор урока для учителя или инструменты для создание задач на интерактивную доску.
Выводы:
Существует мнение, что в первую очередь в новых кабинетах нужные вещи, которые трудно сделать собственными руками, и мы с ней согласны. Гербарии и коллекции, а иногда и простые макеты не должны закупаться в первую очередь.
Обращайте внимание на широкую функциональность - в первую очередь выбирать средства, которые будут использоваться в максимально большом количестве занятий, вместо тех, что достаются раз в год под одну тему из программы.
Стоимость должно быть последним фактором - одна, на первый взгляд дорога, дело может заменить 5-6 более дешевых но менее функциональных.
Напишите в комментариях ниже как вы выбираете учебные средства для младших классов, на что ориентируетесь или на что именно обращаете внимание, каким наборам предпочитаете.
Материалы подготовлены методистом Olena Hruntiuk
Товары
- Комментарии