Новая украинская школа - все о НУШ в 2022 году
Главная цель НУШ – создать школу, в которой будет комфортно учиться и которая даст учащимся не лишние знания, но и практические навыки применения знаний в повседневной жизни, новую школу, где научат мыслить критически, проводить собственные эксперименты и свободно выражать собственное мнение.
< Логотип НУШ logo (доступно для загрузки в высоком качестве)
- Концепция Новой Украинской школы
- STEM-методы в НУШ
- Приемственность в образовании
- Новое образовательное пространство
- Основы «Педагогики партнерства»
- Полезные ссылки о НУШ
- Компетентности НУШ
- Структура Новой Украинской Школы
- Оборудование предметных кабинетов
- О цифровых лабораториях в НУШ
- Робототехника и конструирование
- Интерактив в обучении
- Инклюзивное обучение в школах
- О дистанционном обучении
- События и изменения в НУШ на 2022 год
- Полезные материалы о Новой школе
- Горячая линия НУШ: современное оборудование
Новые государственные стандарты начального и базового образования были утверждены летом 2016 года. Апробация модельных программ для младших классов прошла в сентябре 2017-го. Осенью следующего года учебу по обновленной методике начали первоклассники 100 украинских школ, с 2019-го она введена по всей стране. Разработанные стандарты основываются на рекомендациях, опубликованных европейским Парламентом и Советом ЕС в 2006 году по формированию базовых компетенций образования на протяжении жизни, но не ограничиваются исключительно ими.
Формула Новой украинской школы:
Педагогика партнерства |
Уважение личности, соблюдение принципов социального партнерства |
Новое содержание |
Развитие ключевых компетентностей, необходимых для успешной самореализации |
Воспитание на ценностях |
Формирование ценностных отношений и суждений, важных для гармоничной личной и общественной жизни |
Современная образовательная среда |
Ориентировка образовательного пространства на развитие интереса и мотивации детей к обучению |
Ориентация на учащихся |
Максимально учитываются права ребенка, его интересы, потребности и способности |
Справедливое финансирование и равный доступ |
Публичные финансы распределяются прозрачно с учетом потребностей всех сторон |
Новая структура |
Обучение в старших классах теперь продлится 3 года (10–12 классы) |
Автономия школы |
Учебные заведения получили широкую автономию |
Мотивированный учитель |
Педагог получает академическую свободу в учебном процессе, большое внимание уделяется материальному стимулированию |
С 2018-2019 гг. в Украине происходит активное очное и дистанционное (на онлайн-платформе EdEra) переобучение учителей начальных классов. Одновременно с этим стартовала пилотная программа добровольной сертификации, целью которой является выявление и стимулирование педагогов, уже активно внедряющих методики компетентностного обучения. В частности, следование таким курсам дает преподавателю надбавку 20% к окладу. В 2019 году вместо процедуры аттестации учебных заведений введен порядок проведения институционного аудита, который должен помогать школам в развитии образования.
STEM-методы обучения
Современный мир меняется очень быстро, и учебные заведения должны идти в ногу со временем. Школа должна подготовить ребенка к жизни, научив его работать с информацией, критически мыслить и уметь делать выводы. Классический подход, при котором акцент делался на запоминании определенного объема знаний, сегодня уже не эффективен. Без овладения учеником умений, навыков и компетентностей, необходимых на рынке труда, трудно рассчитывать на профессиональные успехи. (перейти к части с примерами реализации обучения конкретным компетентностям через отдельные stem-методы)
STEM-подход к организации учебного процесса, при котором главное внимание уделяется науке, технологиям, математике и инженерии. В отдельных программах к этим дисциплинам прилагается искусство (STEAM), литература и чтение (STREAM), музыка (STEMM). Базовые постулаты STEM-образования:
- Практика. Учащиеся выполняют конкретные задачи, позволяющие лучше усвоить теоретический материал.
- Исследовательский подход. Работая в полевых или лабораторных условиях, школьники наглядно наблюдают, как происходят разные процессы.
- Визуализация. Использование средств визуализации помогает научиться четко представлять идеи, предложения и задачи.
- Работа в команде. Работая над проектом вместе, дети развивают коммуникационные и организационные навыки.
- Инженерия. Изучение основ инженерии и естественных причинных связей необходимо для гармоничного развития человека будущего.
STEM-образование помогает более эффективно усваивать материал, делает учебный процесс более интересным. Одной из главных задач есть развитие у ребенка системного и оригинального мышления. Благодаря сочетанию методов разных наук, школьники учатся смотреть на вещи глобально. Умение быстро адаптироваться к новым трендам и технологиям очень важно на современном рынке труда.
Приемственность в образовании
В классической системе образования приобретенные знания иногда не несут заметной практической пользы, так как с развитием интернета интеллектуальный багаж не имеет такого значения, как раньше. В настоящем учиться нужно постоянно, и не просто ради оценок или диплома.
Обязательные сквозные умения и навыки, развитие которых является главной задачей НУШ:
- системное и критическое мышление
- умение четко выражать мнения как письменно, так и устно
- способность логически обосновывать свои утверждения
- умение адекватно воспринимать прочитанную информацию
- инициативность
- творчество
- контроль эмоций
- способность оценивать риски, решать проблемы, принимать решения и сотрудничать с другими людьми
Развитие этих навыков у ребенка поможет ему лучше справляться с новыми вызовами в реальной жизни.
Новое образовательное пространство
Важное место в концепции Новой украинской школы отведено вопросу создания творческой среды. На смену привычным классам с практически стационарными партами должно прийти помещение с мобильными рабочими местами, интерьер которых можно быстро менять в зависимости от учебного задания. Организация пространства нуждается в широком использовании мультимедийных средств, ИТ-технологий, современных лабораторных баз и библиотек.
Масштабное внедрение ИКТ позволит оптимизировать учебный процесс, сделать его максимально интересным для учащихся. Будет развиваться структура и для онлайн-обучения. Вообще образовательное пространство НУШ не будет ограничиваться школьными помещениями. Для формирования научных и изобретательских навыков планируется активно создавать учебные центры, также внедряются программы свободного доступа школьников в музеи, обсерватории и другие полезные заведения.
Обучение по-новому
Каждый ребенок является личностью, от природы наделенной уникальными способностями и возможностями. Новая украинская школа должна помочь выявить и развить эти таланты. Решение этой задачи будет проводиться на основе так называемой «педагогики партнерства». Основные принципы такого подхода:
- уважение к личности
- доверительные отношения
- положительное отношение и дружелюбие
- взаимоуважение, взаимодействие, диалог
- распределение лидерских полномочий
- соблюдение принципов социального партнерства
В педагогике партнерства активно участвуют учитель, ученик и их родители. Школа должна сделать все от нее зависящее, чтобы глубже вовлечь семью в учебный процесс ребенка, отказавшись от классической авторитарной схемы «учитель – ученик». Изменится подход к оценке результатов. Отныне главным их назначением становится анализ прогресса с внесением соответствующих коррективов в план обучения, а не «приговор» успешности ученика.
Полезные ссылки по проекту НУШ
Официальный сайт НУШ |
|
Формула Новой Украинской Школы |
|
Календарь внедрения образовательной реформы |
|
Официально о НУШ от МОН |
|
Концепция НУШ |
https://mon.gov.ua/storage/app/media/zagalna%20serednya/nova-ukrainska-shkola-compressed.pdf |
Государственные стандарты: |
http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2145-19 - Закон Украины Об образовании https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/651-14 - Закон Украины Об общем среднем образовании https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/607-2013-%D0%BF - Постановление Кабмина Об утверждении Государственного стандарта начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями |
Требования к компьютерному оборудованию – Типичный перечень компьютерного оборудования для заведений дошкольного, общего среднего и профессионального образования |
|
Требования к мультимедийному оборудованию, электронным образовательным ресурсам и приспособлениям для учебных кабинетов и STEM-лабораторий – Типичный перечень средств обучения и учебного оборудования для учебных кабинетов и STEM-лабораторий |
|
Требования к средствам обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы – таблица 5 Типового перечня средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной школы |
Компетентности и структура Новой украинской школы
Компетентность – набор знаний, навыков и ценностей, определяющий способность человека существовать в обществе, вести дальнейшую учебу и профессиональную деятельность.
Приоритетными компетентностями НУШ определены:
- культура
- математическая грамотность
- родной и государственный язык
- иностранные языки
- социальность
- умение учиться на протяжении жизни
- естественные науки и технологии
- цифровую грамотность
- экологию и здоровье
- предприимчивость
Идеальный выпускник Новой школы — всесторонне развитый, воспитанный, ответственный гражданин, способный критически мыслить, принимать решения и вести профессиональную деятельность на высоком уровне.
Дошкольное обучение
Заведение дошкольного образования должно обеспечить все условия для счастливого детства - положительные эмоции со стороны взрослых, дружеское общение и игры со сверстниками. Воспитатели детских садов должны грамотно организовать образовательный процесс, чтобы будущие школьники не чувствовали дискомфорта при адаптации к новой среде. Ребенок должен быть готов к переходу психофизиологически, интеллектуально и личностно. Важно вызвать у нее интерес к обучению. Гармоническому развитию способствуют игры, творческая деятельность (рисование, конструирование, лепка и т.д.), чтение вслух и просмотр познавательного видео.
Начальное образование (1-4 классы)
Учеба в школе обычно начинается с 6 лет. Первый этап (1-2 классы) будет посвящен адаптации к новой среде:
- задания и время их выполнения определяются с учетом индивидуальных особенностей школьников
- активное использование игровых методов в обучении
- отсутствие классических оценок
- ограниченный объем домашних заданий
С третьего класса начинается работа над формированием самостоятельности и ответственности. Вводится предметное обучение, за отдельные дисциплины выставляют оценки. После завершения четвертого класса уровень подготовки учащихся проверяют на соответствие стандарту образования.
Базовое среднее образование (5-9 классы)
В течение первого цикла (5-6 классы) особое внимание будет уделяться изучению украинского языка и самоопределению ученика как личности и гражданина. Важно пробудить интерес ребенка к направлениям, предусмотренным школьной программой. С седьмого класса начинается работа по формированию ответственных членов общества, способных самостоятельно определять свой дальнейший жизненный путь. Учеба будет преимущественно по предметам, часть из которых школьники будут выбирать по желанию.
Результаты цикла проверяются итоговой госаттестацией (ГНА). После завершения 9 класса учащийся может продолжить обучение в школе или учреждении профессионального образования. Также он имеет право начать трудовую деятельность по профессиям, не требующим специального диплома. Больше о выпускниках НУШ - читайте по ссылке — https://nus.org.ua/about/graduate.
Старшая школа (10-12 классы)
Старшеклассникам предлагается выбрать направление дальнейшего обучения: академическое с ориентацией на высшее учебное заведение или профессиональное с одновременным получением специальности. В первом случае получение образования продолжится в академическом лицее. Десятый класс будет переходным, то есть учащиеся смогут менять профиль, определять предметы и уровень их сложности. В случае успешного прохождения государственной итоговой аттестации выпускник сможет поступать в вуз. Учеба в профессиональных лицеях и колледжах тоже длится 3 года. В случае удачной сборки ГНА появляется право на получение высшего образования по сокращенной программе.
Высшее образование
Достижения Новой украинской школы должны быть закреплены и развиты на стадии обучения в вузе. Большинство университетов страны продолжают работать по классическим программам, но с сентября 2019 года 6 учреждений положили начало нововведениям в рамках проекта MoPED (модернизация педагогического высшего образования с помощью инновационных методов преподавания).
Список вузов с этой программой обучения:
- Київський університет імені Бориса Грінченка
- Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди
- Уманський державний педагогічний університет імені Павла Тичини
- Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К.Д. Ушинського
- Луганський національний університет імені Тараса Шевченка
- ТзОВ «Quality Ukraine»
В проекте также участвуют польский, кипрский и испанский университеты.
Современное оборудование предметных кабинетов
Переход на отменно новый уровень образования требует современной материально-технической базы. В списке необходимого оборудования, облегчающего работу учителя, экономит время на уроке и заинтересовывает учебным процессом учащихся:
- интерактивная доска и проектор
- ноутбук для учителя
- планшеты для учащихся
- Wi-Fi роутер
- интерактивная панель
- принтер и сканер
- стенды
- модели и макеты
- коллекции и гербарии
- лабораторное оборудование для практических работ и т.п.
Конечно здесь речь идет о стендах, макетах и моделях и современных коллекциях, которые соответствуют новым нормам и потребностям (как минимум подходят для группового обучения - легко дезинфицируются без потери внешнего вида, составлены в соответствии с темами новой программы обучения и имеют соответствующие сопроводительные документы кроме стандартных инструкций).
Со всеми требованиями МОН по оборудованию и средствам обучения можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки. Ссылки на документы изложены здесь — https://nus.org.ua/news/vymogy-do-zasobiv-navchannya-j-obladnannya-mon-dalo-perelik-dokumentiv.
С помощью персональных компьютеров или ноутбуков в кабинете информатики нового формата (с мощным Wi-Fi роутером для беспроводной передачи данных и управления классом с компьютера учителя) легко организовать на базе такого кабинета:
- зал для тестирования знаний для разных предметов
- лингафонный кабинет для изучения языков с дооснащением гарнитурами (наушниками с микрофоном) и специальным программным обеспечением
- организовать интерактивный процесс обучения к разным учебным предметам
- с документ-камерой (документ-сканером) оцифровать книги и организовать электронную библиотеку в школе
- с цветным принтером (МФУ) и 3D-принтером наладить работу школьного пресс-центра, реализовать возможность печати объемных моделей для демонстрации на урок и многое другое
Цифровые лаборатории
Кабинеты физики, химии, географии и биологии планируется оборудовать цифровыми лабораториями. Это высокотехнологичное оборудование для реализации различных учебно-исследовательских проектов и естественнонаучных экспериментов. В его основе лежит программное обеспечение, регистраторы данных и датчики для сбора информации.
Популярные цифровые лаборатории (ЦЛ):
Vernier |
https://vernier.com - сайт производителя |
Pasco |
|
LabDisc |
globisеns.net |
Einstein |
einstеinworld.com |
COBRA |
phywе.com |
Наличие ЦЛ существенно упрощает и ускоряет проведение демонстрационного опыта. Результаты отображаются на экране АЦП (аналого-цифровой преобразователь) и могут транслироваться на экран ноутбука или планшета с возможностью вывода на интерактивную доску для демонстрации на класс процесса учебного эксперимента.
Такой подход делает учебный процесс более интересным, способствует развитию логического мышления, творческой самостоятельности и умения работать в команде. Для полноценного использования возможностей ЦЛ в кабинете должно быть в достаточном количестве имеющееся классическое лабораторное оборудование – чтобы было что измерять и определять сенсорами и датчиками в ходе эксперимента.
Робототехника и конструирование в НУШ
Все больше украинских школ вводят уроки или кружки робототехники. Формат зависит как от наличия дополнительных учебных часов и готовности дирекции их выделить, так и от материально-технической базы. На таких занятиях дети овладевают навыками моделирования, конструирования, программирования.
Существует несколько направлений преподавания робототехники.
- Free model. Творческое конструирование без углубления в механизмы и алгоритмы.
- Half models. Учащиеся изучают, как создавать разные узлы и части роботов.
- One model. Школьник или группа на протяжении всего курса работают над изучением и усовершенствованием одного сложного робота.
При закупке оборудования следует убедиться в наличии переведенной технической документации и методических материалов. Также нужно подготовить помещение для экспериментов с роботами. Более подробную информацию про наборы для робототехники и общую консультацию можно получить на этом сайте.
Интерактивное обучение
Сделать учебный процесс максимально интересным и насыщенным поможет разнообразное интерактивное оборудование:
Большой сенсорный экран для ввода и работы с информацией |
|
Проектор |
Может передавать изображение на любую подходящую поверхность, например на голую стену |
Панель |
Большой телевизор со встроенным компьютером, объединяющий функции интерактивной доски с проектором на ПК |
Система опроса |
Технология для проведения тестирования в классе с помощью пультов у каждого учащегося |
Тир и набор «Джура» («Сокол») |
Симулятор тира и оборудования для детско-юношеской военно-патриотической игры |
ПК, ноутбук, планшет |
Персональные компьютеры для учителя и учащихся. Портативные ноутбуки для целей обучения дают больше свобод и возможностей, чем стационарные ПК |
Лингафонный кабинет |
Оборудование для изучения иностранных языков, с гарнитурами, акустической системой и соответствующим программным обеспечением |
Смарт игрушки |
Устройства для ознакомления с основами программирования без необходимости оперирования большим количеством деталей |
МФУ |
Многофункциональное устройство, объединяющее возможности принтера, сканера и возможность копирования |
3D принтер |
Оборудование для печати трехмерных объектов, что дает большую наглядность на уроках |
Магнитная доска и флипчарт |
Удобное решение для систематизации или понятного представления последовательностей данных, объяснения схем взаимодействия и прочего |
Разнообразное обучающее программное обеспечение (готовые упражнения, задания, уроки и тематические презентации) помогают учителю на уроке. Большинство таких решений идут в комплекте с ноутбуками учителя и ученика, с интерактивными досками и панелями или продаются отдельно для ваших устройств как МозаБук. Конечно, использование популярных интерактивных досок Smart Board позволяет учителям создавать собственные уроки и делиться ими с коллегами, использующими доски этого же производителя.
Инклюзивное обучение в НУШ
В 2021 году введены уровни поддержки (1–5) для дошкольников и школьников с особыми учебными потребностями. Учитывая это, определяется минимальный объем мероприятий, необходимых во время организации учебного процесса для проведения совместных уроков в классах с учащимися, требующими специального подхода в обучении. Подробнее читайте здесь. Также правительство взяло на государственный баланс «Школу супергероев» — учебный проект для детей, находящихся в больницах.
Случались в прошлом году и громкие скандалы. В частности, министр МОН Шкарлетт публично заявил о невозможности обучения в обычных заведениях детей с интеллектуальными нарушениями, слепотой и глухотой. Такое грубое игнорирование закона об образовании вызвало резкое осуждение общественности. Вообще правительство очень неохотно внедряет реформу интернатов, препятствуя развитию инклюзивного обучения.
Сейчас дети с особыми потребностями могут получать образование почти в 43% школ Украины, по состоянию на конец 2021 работало 18 687 специальных классов. С 1 января педагогам, работающим в инклюзивно-ресурсных центрах, дается минимальная надбавка 25% к должностному окладу при снижении продолжительности рабочей недели до 36 часов.
Дистанционное обучение
В связи с новыми карантинными ограничениями учащимся большинства украинских школ снова пришлось перейти на дистанционное обучение. Исключение сделано для школьников 1-4 классов. Маленьким детям обычно сложно сосредоточиться при общении в онлайне, они нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослых. В 2021 году менялся не только формат, но и система оценки. В частности, учащихся 4, 9 и 11 классов избавили от необходимости проходить ГНА (государственная итоговая аттестация), а выпускников, которые не планировали поступать в ВУЗы — ВНО (внешнее независимое оценивание).
Окончательное снятие карантина не означает полный отказ от дистанционных форм обучения. По мнению многих специалистов, будущее за смешанной моделью образования, в которой активно используется как очное, так и онлайн-общение. Такое сотрудничество побуждает учащегося к самостоятельной работе, он всегда на связи с преподавателем, готов разъяснить все непонятные моменты. Эта модель идеально подходит для вузов, но может быть эффективна и в старших классах школы.
Какие изменения ждут Новую украинскую школу в 2022 году
На 2022 год НУШ запланировал ряд важных мероприятий:
- издание учебников по новому стандарту для 7 класса
- материально-техническое обеспечение учебных заведений
«Классическое материально-техническое обеспечение, лабораторное оборудование предметных кабинетов и т.д.» - получить Предложение можно написав запрос на info@odo.com.ua - конкурсный отбор на должности директоров академических лицеев
- начало мониторинга качества профильного образования
- второй этап исследования уровня математической и читательской компетентности у выпускников начальной школы
- разработка инновационных учебных материалов для профильных школ
- создание дистанционных курсов для учителей профильных заведений, желающих повысить квалификацию
Об особенностях организации инклюзивного обучения в 2022 году можно узнать здесь (ссылка).
Полезные видео о НУШ
Каталог готовых видеоуроков к программе НУШ по предметам:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1VPWvSaqRJmQCSBFPIid0pppeuRmAawxWTzZ9wmd5oIA/edit?usp=sharing
Проект "Новая украинская школа" находится в начале своего пути. В настоящее время он охватывает только детей, обучающихся в 1-4 классах, а первые выпускники появятся только в 2029 году. Есть вопросы уровня реализации реформы. Многие школы действительно воспользовались расширением автономии и активно внедряют новые стандарты, но хватает и заведений, где процесс развития только имитируется.
В программе НУШ хватает как поклонников, так и критиков. Последние недовольны отсутствием оценок и большим объемом информации для учащихся 1-4 классов. Оптимисты отмечают такие моменты как ориентация на интересы детей, творческий подход к учебному процессу и возможность получить современную профессию уже в старших классах. Успех НУШ во многом зависит от готовности учителей изменять свои педагогические методы согласно требованиям времени. Также большое значение имеет дальнейшее финансирование – без создания современной материально-технической базы трудно рассчитывать на высокую эффективность учебных программ.«Нова українська школа — це важлива і потрібна Україні реформа. На жаль, але етапи її реалізації від самого початку не були стратегічно продумані та сплановані. За ширмою яскравої рекламної кампанії НУШ ховалася купа недоробленої програмної роботи. І зараз наша команда МОН виправляє всі ці недоліки дуже оперативно» - Сергей Шкарлет, глава МОН
Примеры (фото) современного учебного оборудования, которое школы уже получили под реализацию новой программы обучения:
https://drive.google.com/drive/folders/1_ak0ICzRtE--xO0yRE8NZ93yHasQxySS
Материалы подготовила методист Волк Т. Ф.
«Горячая линия НУШ: современное оборудование» начинает работу
Уважаемые коллеги! Наши методисты компании 2Д3Д положили начало консультационной поддержке «Горячая линия НУШ: современное оборудование». Вы сможете прислать вопросы по актуальным вопросам оснащения учебных кабинетов и организации образовательного пространства в школе. Консультационная поддержка осуществляется в режиме электронной переписки - ответы предоставляются на электронную почту по которой был получен вопрос.
Надеемся, что систематическое общение и объединение усилий для решения актуальных вопросов будет способствовать успешному развитию Новой украинской школы.
Ждем ваших вопросов на info@odo.com.ua
Ориентировочные сроки получения ответа от консультанта – от одного до четырех рабочих дней. Популярные вопросы с ответами для удобства других пользователей могут быть опубликованы без ваших персональных данных на страницах https://odo.com.ua/
Распоряжение «Про "Гарячу лінію» №002 от 02.02.2022 г.
- Комментарии